Святой апостол Андрей Первозванный был рыбаком, сыном Ионы из Вифсаиды, что в Галилее. Из Евангелия мы знаем, что Андрей был младшим братом апостола Петра (Симона). Когда Израилю явился святой пророк. Предтеча и Креститель Господень Иоанн, Андрей и Петр стали его ближайшими учениками. И тогда, находясь рядом со своим учителем Иоанном, Андрей впервые узнал Христа.
Господь призвал Андрея и Иоанна Зеведеева (ставшего впоследствии любимым учеником Христа) за собой, говоря им: “Пойдите и увидите” (Ин. 1,39). Андрей первым, с радостью и готовностью, последовал за Господом, и за то был наречён Первозванным. Он пребывал с Христом в течение всего периода Его общественного служения. Именно Андрей вместе с Филиппом представил Христу группу греков, которые тоже пожелали узнать Того, кто учил Любви и Миру.
После Воскресения Спасителя апостол Андрей вместе с другими учениками удостаивался встреч с Ним и присутствовал на Елеонской горе, когда Господь, благословив их, вознесся на Небо. После сошествия Святого Духа апостолы бросили жребий, кому в какую страну следует идти для проповеди Евангелия. Святому Андрею достались страны, лежащие вдоль побережья Черного моря, северная часть Балканского полуострова. Проповедуя Евангелие, апостол Андрей посещает Вифинию, что в Малой Азии, Фракию, Македонию и Скифию, т. е. землю, на которой позднее образовалась Украина. Согласно преданию, апостол Андрей по Днепру поднялся на север и дошёл до места, где впоследствии возник Киев, благословив это место и предсказав принятие христианской веры будущими обитателями Руси.
Трудами святого апостола Андрея возникали христианские Церкви, которым он ставил епископов и священство. По молитвам апостола Господь совершал чудеса. Последним городом, куда пришёл Первозванный апостол проповедовать Истинного Бога, и где ему суждено было принять мученическую кончину, был греческий город Патры, находящийся в устье Коринфского залива.
В древних Патрах апостолу Андрею оказал гостеприимство некий Сосий, которого он избавил от неизлечимой болезни. Святой Андрей исцелил также и римлянина Лесвиоса – градоначальника Патр, который также страдал тяжелым недугом. Благодаря этому и Лесвиос и многие другие уверовали Истинному Богу. Когда узнал об этом римский император, очень разгневался и прислал в Патры нового градоначальника, идолопоклонника Эгеата. Однако вскоре жена Эгеата Максимилла тяжело заболела. Апостол Андрей спас эту находящуюся при смерти женщину. Упрямый Эгеат самолюбиво предложил плату Святому Андрею. Апостол отказался, объяснив; “Мою плату, Эгеат, мне даст Бог…”
Непоколебимая вера Святого сделала Эгеата ещё упрямее. Он принял жестокое решение предать Святого пыткам. Однако ему не удалось сразу претворить в жизнь свой мстительный замысел, так как императорским указом он был вызван в Рим. По возвращению в Патры Эгеат узнал, что Максимилла и его брат Стратоклий приняли христианство. Эгеат предал апостола Андрея варварским пыткам. Затем он повелел распять Святого. С радостью принял святой Андрей Первозванный решение правителя и с молитвой ко Господу сам взошёл на место казни. Эгеат велел распять апостола на кресте наподобие буквы X, не вбивая гвоздей в его руки и ноги, чтобы не вызвать скорой смерти и продлить страдания Святого. Находясь на кресте, апостол Андрей непрестанно молился, а также продолжал учить собравшихся вокруг горожан. Перед разлучением его души с телом Небесный свет осиял крест Андрея, и в его блистании апостол отошёл в вечное Царство Божие. Мученическая кончина апостола Андрея Первозванного последовала около 66 года после Рождества Христова.
Христиане с любовью и благоговением сняли Святого с креста для погребения, а впоследствии на месте пыток Святого воздвигли величественный храм во имя апостола Андрея Первозванного.
Существует летописное предание об основании Киева, который приводится Нестором – летописцем в “Повести временных лет”. Летопись описывает путешествие апостола Андрея из Корсуня в Рим через Русскую землю, рассказывает о том, как он поставил крест на днепровских кручах и предсказал возникновение освещенного Божьей благодатью Киева. Эта летопись нашла свое широкое применение и в светской идеологии. Именно с XI века в острой борьбе с Константинополем и Римом Киевская Русь стремилась утвердить свою самостоятельность, заявить о независимом политическом курсе. Политическое значение повествования об Андрее Первозванном хорошо понимал Петр, во времена которого в 1699 году была основана высшая награда Российской империи – орден Андрея Первозванного, а на кораблях военного флота России появился бело-голубой Андреевский флаг. Стоит отметить, что вторым лицом, получившим орден Андрея Первозванного, был украинский гетман Иван Мазепа. Политику независимости православной церкви и государства продолжила дочь Петра I императрица Елизавета, по заказу которой и построен в Киеве церковь Андрея Первозванного.